источник:

  10 1997

рубрика:

Классика рока от Z до А

 

тема:

Creedence Clearwater Revival

 

автор:

Мария Копельян

 

статья:

CREEDENCE ЖИВ!

 

CREEDENCE жив!

 

Сейчас, в 1997 году, трудно найти человека, не знающего Creedence Clearwater Revival. Тогда же, в 1959-м, вряд ли кто-нибудь из четырнадцатилетних друзей-одноклассников – Джона Фогерти, Стю Кука и Дуга Клиффорда – думал, что со временем их имена прогремят по всему миру. Не думали они, видимо, и о том, что сочиненные ими песни будут с успехом звучать до конца века. И, конечно же, им не могло прийти в голову, что когда-нибудь кто-то пожалеет, что их группа распалась. Но о распаде тогда никто и не думал. Совсем наоборот, именно в 1959 году они собрали свой ансамбль. Джон Фогерти пел и играл на гитаре. Стю Кук и Дуг Клиффорд (по кличке Космо) представляли собой ритм-секцию, а роль второго гитариста досталась старшему брату Фогерти – Тому. По праву старшинства (он на четыре года старше остальных) Том отвоевал лидирующую позицию в группе, которая и получила название Tommy Fogerty And The Blue Velvets. Играли на всевозможных танцах по всей Калифорнии, но, как и любая подобная команда, успеха не имели.

В 1964 году им посчастливилось подписать контракт с фирмой «Fantasy». Продюсер Сол Зентц согласился выпускать синглы группы, но при условии, что они сменят название на Golliwogs. Он считал, что таким образом они попадут в модную в то время струю «британского вторжения», от которого сходила с ума вся Америка. Надежды не оправдались. Американцы, пытающиеся работать «под англичан», не заинтересовали никого.

В 1966 году половину состава группы призвали в армию, и, уже отслужив, ребята взялись за работу с новой энергией. Для начала они изменили название на Creedence Clearwater Revival. Видимо, здесь сыграл роль привитый в армии патриотизм. В Америке в моде были длинные названия, состоящие из трех то и больше, слов (вспомните, хотя бы, Quicksilver Messenger Service). Американизировался и стиль музыки. Теперь он представлял собой невообразимую смесь фолк-рока, рок-н-ролла, блюза, ритм-н-блюза, кантри, и еще целой охапки всего прочего. Их пытались классифицировать как мачо-рок, мото-рок, болотный рок, рок из залива... Трудно сказать, что же это было на самом деле – видимо, все сразу. В любом случае, молодежи понравилось.

Лишь один ход, предпринятый Creedence Clearwater Revival, шел вразрез с остальными американскими группами – их творчество ориентировалось не на выпуск заумных концептуальных альбомов, а на рынок синглов. Первая же долгоиграющая пластинка группы, вышедшая в 1968 году, состояла из отдельных композиций, ни музыкально, ни по смыслу не связанных друг с другом. Из-за этого о Creedence сложилось неверное представление как о команде, исполняющей простую и довольно примитивную музыку. На мой взгляд, это представление ошибочно, так как уже первый альбом богат длинными и необычайно интересными импровизациями. Кроме того, в него вошли две вещи, оказавшиеся в чартах – «Suzie Q» из репертуара Дэйла Хоукинса и «I Put A Spell On You» Скримин' Джей Хоукинса.

Известный музыкальный критик того времени Лилиан Роксон писала: «В 1968 году рок-н-ролл не был мертв. Он только притворялся таковым. Creedence доказали это, возродив хит середины 50-х «Suzie Q» и превратив его в хит середины 60-х, несмотря на то, что были неизвестной группой».

Так начался успех. За свою недолгую карьеру – с 1968 по 1972 – тринадцать синглов Creedence побывали в чартах. Под их песни разъезжали по США байкеры, под их песни выживали во Вьетнаме американские солдаты.

В нашей стране по Creedence сходили с ума все. От молодежи до профессиональных музыкантов. Ни одни танцы не обходились без исполнения их песен, переведенных на русский язык, а некоторые группы и до сих пор «грешат» цитатами из Creedence.

Каждый последующий альбом приносил все больше славы и успеха. Три диска 1969 года – “Bayou Country, Green River и Willy And The Poor Boys – содержали достаточно хитовых песен, чтобы до сих пор считаться классикой (последний даже дал название проекту Б. Уаймена из Rolling Stones в 1985 году). Следующий альбом – “Cosmo’s Factory” (1970) – состоял практически из одних хитов, в честь чего и оказался на первом месте в США.

Как ни странно, даже при такой успешной работе внутри команды возникали проблемы. Одной из них стал Том Фогерти, старший брат Джона. Дело в том, что со сменой названия с Tommy Fogerty And The Blue Velvets и Golliwogs на Creedence Clearwater Revival сменился лидер группы – им стал Джон. Являясь основным вокалистом, лидер-гитаристом и автором всего собственного материала, младший брат вел группу за собой к успеху. Тома это задевало, но гордость братом как-то примиряла. До поры до времени.

1971 году претензии Тома на лидерство привели к явному спаду всего творческого процесса. С выходом альбома “Pendulum” стало очевидно, что внутренний завод группы куда-то делся. Можно сказать, что Creedence, до этого ни на кого не похожие, утратили свое лицо. Единственная живая вещь альбома – «Molina».

В борьбе за равноправие первым сдался Том, покинувший группу и занявшийся сольной деятельностью. Стю Кук и  Дуг Клиффорд изъявили желание принимать участие в написании песен, и следующий альбом вышел в соавторстве. Появление на диске “Mardi Gras” (1972) элементов психоделии и прогрессива окончательно убили Creedence. Группа распалась. Как и положено в таких случаях, каждый занялся сольной карьерой. Тут-то и стало окончательно ясно, кто чего стоит.

Джон Фогерти выпустил первый альбом в 1973 году, но имени на обложке не поставил. И хотя он в полном одиночестве записывал эту пластинку, играя на всех инструментах, свою личность он замаскировал названием Blue Ridge Rangers, создав видимость команды. В 1975 году вышел второй альбом, уже названный “John Fogerty”. Ему сопутствовал некоторый коммерческий успех, подтолкнувший автора к продолжению работы. Альбом “Hoodoo” планировался в 1976-м, но записи то ли украли, то ли потеряли. Разочаровавшись во всем, в чем только можно, Джон Фогерти ушел из шоу-бизнеса. И хранил молчание десять лет.

Вдруг в 1985 году на первые места чартов по обе стороны Атлантического океана врывается новый альбом Джона Фогерти “Centerfield”. Вот она – энергия ранних Creedence! Как будто не было всех этих лет, проблем, скандалов, разочарований. Джону удалось возродить безвременно утраченный дух команды и еще раз подтвердить жизнеспособность этого заявления годом позже, альбомом Eye Of The Zombie.

На протяжении следующего десятилетия периодически возникали слухи о реформации группы. В 1990 году скончался Том Фогерти. Об объединении оставшейся троицы последний раз говорилось в 1996-м, даже предполагалось обновленное название – Creedence Clearwater Revised. Но разговоры – разговорами, а дело – делом. В 1997 году на радость фанатам Creedence Джон выпустил очередной сольник – “Blue Moon Swamp”.

 

 


© 2006 SEVEROCK-NBA.narod.ru

При использовании авторских материалов сайта

ссылка на severock-nva.narod.ru обязательна.


 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz