
Сейчас, в 1997 году, трудно найти
человека, не знающего Creedence Clearwater Revival. Тогда же,
в 1959-м, вряд ли кто-нибудь из четырнадцатилетних друзей-одноклассников –
Джона Фогерти, Стю Кука и Дуга Клиффорда – думал, что со временем их имена
прогремят по всему миру. Не думали они, видимо, и о том, что сочиненные ими
песни будут с успехом звучать до конца века. И, конечно же, им не могло
прийти в голову, что когда-нибудь кто-то пожалеет, что их группа распалась.
Но о распаде тогда никто и не думал. Совсем наоборот, именно в 1959 году
они собрали свой ансамбль. Джон Фогерти пел и играл на гитаре. Стю Кук и
Дуг Клиффорд (по кличке Космо) представляли собой ритм-секцию, а роль
второго гитариста досталась старшему брату Фогерти – Тому. По праву
старшинства (он на четыре года старше остальных) Том отвоевал лидирующую
позицию в группе, которая и получила название Tommy Fogerty And The Blue Velvets. Играли на всевозможных танцах по всей Калифорнии, но, как и
любая подобная команда, успеха не имели.
В 1964 году им посчастливилось
подписать контракт с фирмой «Fantasy». Продюсер Сол Зентц согласился
выпускать синглы группы, но при условии, что они сменят название на Golliwogs.
Он считал, что таким образом они попадут в модную в то время струю
«британского вторжения», от которого сходила с ума вся Америка. Надежды не
оправдались. Американцы, пытающиеся работать «под англичан», не
заинтересовали никого.
В 1966 году половину состава группы
призвали в армию, и, уже отслужив, ребята взялись за работу с новой
энергией. Для начала они изменили название на Creedence Clearwater
Revival. Видимо, здесь сыграл роль привитый в армии патриотизм. В
Америке в моде были длинные названия, состоящие из трех то и больше, слов
(вспомните, хотя бы, Quicksilver Messenger Service).
Американизировался и стиль музыки. Теперь он представлял собой
невообразимую смесь фолк-рока, рок-н-ролла, блюза, ритм-н-блюза, кантри, и
еще целой охапки всего прочего. Их пытались классифицировать как мачо-рок,
мото-рок, болотный рок, рок из залива... Трудно сказать, что же это было на
самом деле – видимо, все сразу. В любом случае, молодежи понравилось.
Лишь один ход, предпринятый Creedence
Clearwater Revival, шел вразрез с остальными американскими группами –
их творчество ориентировалось не на выпуск заумных концептуальных альбомов,
а на рынок синглов. Первая же долгоиграющая пластинка группы, вышедшая в
1968 году, состояла из отдельных композиций, ни музыкально, ни по смыслу не
связанных друг с другом. Из-за этого о Creedence сложилось неверное
представление как о команде, исполняющей простую и довольно примитивную
музыку. На мой взгляд, это представление ошибочно, так как уже первый
альбом богат длинными и необычайно интересными импровизациями. Кроме того,
в него вошли две вещи, оказавшиеся в чартах – «Suzie Q» из
репертуара Дэйла Хоукинса и «I Put A Spell On You» Скримин'
Джей Хоукинса.
Известный музыкальный критик того
времени Лилиан Роксон писала: «В 1968 году рок-н-ролл не был мертв. Он
только притворялся таковым. Creedence доказали это, возродив хит
середины 50-х «Suzie
Q» и превратив его в хит середины 60-х, несмотря на то, что
были неизвестной группой».
Так начался успех. За свою недолгую карьеру
– с 1968 по 1972 – тринадцать синглов Creedence побывали в чартах.
Под их песни разъезжали по США байкеры, под их песни выживали во Вьетнаме
американские солдаты.
В нашей стране по Creedence
сходили с ума все. От молодежи до профессиональных музыкантов. Ни одни
танцы не обходились без исполнения их песен, переведенных на русский язык,
а некоторые группы и до сих пор «грешат» цитатами из Creedence.
Каждый последующий альбом приносил все
больше славы и успеха. Три диска 1969 года – “Bayou Country”, “Green River” и “Willy And The Poor Boys” – содержали достаточно хитовых песен,
чтобы до сих пор считаться классикой (последний даже дал название проекту
Б. Уаймена из Rolling Stones в 1985 году). Следующий альбом – “Cosmo’s Factory” (1970) – состоял практически из одних хитов, в честь чего и
оказался на первом месте в США.
Как ни странно, даже при такой
успешной работе внутри команды возникали проблемы. Одной из них стал Том
Фогерти, старший брат Джона. Дело в том, что со сменой названия с Tommy Fogerty And The Blue Velvets и Golliwogs на Creedence Clearwater Revival сменился лидер группы – им стал Джон. Являясь основным
вокалистом, лидер-гитаристом и автором всего собственного материала,
младший брат вел группу за собой к успеху. Тома это задевало, но гордость
братом как-то примиряла. До поры до времени.
1971 году претензии Тома на лидерство
привели к явному спаду всего творческого процесса. С выходом альбома “Pendulum” стало очевидно, что внутренний завод группы куда-то делся.
Можно сказать, что Creedence, до этого ни на кого не похожие,
утратили свое лицо. Единственная живая вещь альбома – «Molina».
В борьбе за равноправие первым сдался
Том, покинувший группу и занявшийся сольной деятельностью. Стю Кук и Дуг Клиффорд изъявили желание принимать
участие в написании песен, и следующий альбом вышел в соавторстве.
Появление на диске “Mardi
Gras” (1972) элементов психоделии и
прогрессива окончательно убили Creedence. Группа распалась. Как и
положено в таких случаях, каждый занялся сольной карьерой. Тут-то и стало
окончательно ясно, кто чего стоит.
Джон Фогерти выпустил первый альбом в
1973 году, но имени на обложке не поставил. И хотя он в полном одиночестве
записывал эту пластинку, играя на всех инструментах, свою личность он
замаскировал названием Blue Ridge Rangers, создав видимость команды.
В 1975 году вышел второй альбом, уже названный “John Fogerty”. Ему сопутствовал некоторый коммерческий успех, подтолкнувший
автора к продолжению работы. Альбом “Hoodoo” планировался в 1976-м, но
записи то ли украли, то ли потеряли. Разочаровавшись во всем, в чем только
можно, Джон Фогерти ушел из шоу-бизнеса. И хранил молчание десять лет.
Вдруг в 1985 году на первые места
чартов по обе стороны Атлантического океана врывается новый альбом Джона
Фогерти “Centerfield”. Вот она – энергия ранних Creedence! Как будто не было
всех этих лет, проблем, скандалов, разочарований. Джону удалось возродить
безвременно утраченный дух команды и еще раз подтвердить жизнеспособность
этого заявления годом позже, альбомом “Eye Of The Zombie”.
На протяжении следующего десятилетия
периодически возникали слухи о реформации группы. В 1990 году скончался Том
Фогерти. Об объединении оставшейся троицы последний раз говорилось в
1996-м, даже предполагалось обновленное название – Creedence Clearwater
Revised. Но разговоры – разговорами, а дело – делом. В 1997 году на
радость фанатам Creedence Джон выпустил очередной сольник – “Blue Moon Swamp”.
|